Константин Нагорный – о Чернигове, архитектуре и «почеркушках»

В начале этого месяца стало известно, что члены исполкома Черниговского горсовета проголосовали за реализацию в городе нескольких строительных проектов. Один из них – реконструкция Летнего театра и городка аттракционов в горсаду. Ранее мы пообщались со столичным архитектором Константином Нагорным. Он представил свой проект реконструкции театра, созданный в партнерстве с черниговским архитектором Татьяной Соколовой, и поделился профессиональным взглядом на местную архитектуру.

Глобальные планы

– Константин, расскажите, пожалуйста, о вашем проекте. Как может измениться Летний театр?

– Прежде всего, Летний театр может превратиться в зимний. Появится возможность эксплуатировать его круглогодично, улучшится комфорт и для зрителей, и для выступающих. Этот проект украсит Чернигов, даст толчок к его развитию. Это что-то абсолютно новое для города – современная архитектура. Она добавит шарм, появится изюминка, которая преобразит парк. Чтобы молодежь не уезжала из города, в нем надо создавать такие вещи. Фонтаны – это великолепно, но нужно делать что-то для того, чтобы привлечь молодых людей. По аллеям ходят пенсионеры, а молодежи нужно где-то тусоваться. Театр в горсаду был бы отличным местом для тусовки.

– Вы живете и работаете в Киеве. Почему решили взяться за работу над проектом в Чернигове?

– Мой партнер, Татьяна Соколова, живет и работает в Чернигове. Когда у местных властей возник вопрос о реконструкции Летнего театра, она позвонила мне и предложила создать проект. Меня заинтересовал сам объект – из него можно сделать украшение. Наш проект был готов еще в начале марта. Параллельно мы занимаемся реконструкцией аттракционов в Центральном парке. У его директора, господина Хольченкова, масса идей, у нас великолепно получается сотрудничать. Но заказчиком реконструкции выступал не он, а управление капитального строительства. Почему-то там отнеслись к этому вопросу не с таким пониманием, как хотелось бы, поэтому его рассмотрение затянулось.

– Возможно, у вас есть и другие идеи по преображению города?

– Да. Мы предлагаем преобразить территорию заброшенного бассейна у подножия Болдиной горы. В чаше этого бассейна можно разместить большой макетный стол, на котором расположатся 3D-модели местных церквей. Здесь же будут перголы для отдыха, тенты, кафешки, общественные туалеты. Рядом можно установить капонир, посвященный подземельям Чернигова, сделать музей народного промысла Черниговщины. Мало того, я бы поставил кузнеца, который, как во многих других городах, ковал бы монетки. У Чернигова появилась бы своя монета. Вход сюда должен быть платным, чтобы город смог зарабатывать.

– Чем вас так заинтересовал Чернигов, что вы столь активно принялись за работу над его внешним видом?

– Мне нравится, что в Чернигове хотя бы говорят о том, что надо двигаться вперед. Здесь есть какие-то изменения, которые происходят на глазах. Я не буду давать оценки, плохие они или хорошие, но они есть. Да, в Киеве можно заработать больше. Когда я приехал в Киев из родного Изюма Харьковской области, мне нужны были деньги, чтобы купить квартиру, машину. Я уже все купил. Нельзя сказать, что деньги мне больше не нужны, но ради них я не буду спекулировать своей совестью или делать то, что надо. Сейчас я буду делать то, что мне интересно. В Чернигове у меня есть такая возможность, здесь еще не так убили город. Киев же «угралы» наглухо, там уже безнадежно. Забивать очередной кол в него я принципиально не хочу.

«Надо постараться просто не гадить»

– Что вы можете сказать о черниговской архитектуре?

– Я не могу сказать, что в Чернигове центральная часть интересна в архитектурном плане. Это послевоенная застройка, все восстановлено немцами. Чем Чернигов классен, так это своими деревянными домиками. Вот что нужно вытащить и сохранить, законсервировать. Вот чем аутентичен Чернигов – не «сталинками». Это нужно сохранить и дать новую хорошую архитектуру. Современной архитектуры в Чернигове нет. Вообще. За исключением комплекса «Риверсайд» на берегу Десны. И то это современная архитектура, но уже не сегодняшняя.

Чернигову нужно быть очень осторожным и не повторять ошибок Киева. Надо постараться просто не гадить: сберечь то, что есть, и аккуратненько добавить новое. В старой исторической застройке не обязательно делать пародию на старые дома. Это распространенная ошибка. Можно и нужно делать современную стильную архитектуру.

– А что касается многоэтажной жилой застройки?

– Многоэтажные дома, которые строятся сейчас, – это ужас. Люди, проектирующие многоэтажное жилье, – преступники. В Чернигове пятиэтажного дома достаточно. Польша тоже переходит на четырех- и пятиэтажные дома. Земли-то хватает. Куда же вы лезете? Куда смотрят архитекторы здесь, я не понимаю. Идет квартал частной застройки, стоят старые домики. Потом один из них сгорает или разрушается, и тут – бах! – вставляют девятиэтажку. Все окурки летят вниз на жителей оставшихся частных домов, все смотрят на их дворы. Потом – бах! – в другом месте такой же дом появился. Хаотичная многоэтажная застройка – это преступление.

– Как должно быть?

– Вы хотите строить в этом квартале? Тогда вы должны убрать весь квартал и поставить хороший дом, закрытый двор, сформировать комфортный квартал. Людей нужно отселить, предоставить им жилье. Если в доме метр квадратный стоит, допустим, 500 долларов, когда ты делаешь целый квартал, внутренний дворик, подземную парковку, он может стоить 700 долларов. Ты же больше заработаешь. Ты компенсируешь деньги, которые потратишь на отселение этих людей.

– Почему же застройщики так не делают?

– Строительным бизнесом в большинстве случаев занимаются люди далеко не чистоплотные и морально не развитые. Профессиональных архитекторов среди инвесторов практически нет. Это люди, которые где-то взяли денег и посчитали, что сейчас это дает прибыль («Я раньше торговал мясом, но мясо сейчас не идет, а у меня в запасе лежит несколько миллионов долларов – буду строить»). Вложил 300, вытащил 600.

– То есть это просто погоня за прибылью?

– Абсолютно! И наплевательское отношение к своему городу.

Рисование для души

– Константин, вы не только архитектор, но и художник. К тому же часто рисуете Чернигов. А давно ли вы вообще стали увлекаться рисованием?

– Не могу сказать, что много рисовал в детстве, скорее наоборот. Но какие-то способности, видимо, были, потому что я без училища, без художественной школы сдал экзамены при поступлении на архитектурный факультет. Уже когда стал архитектором, у меня был период, когда года два-три я активно рисовал. Это был период метаний: у меня была и графика, и живопись. В то время я жил в Изюме, а там архитектура вообще никому не нужна. Я рисовал, чтобы заполнить пустоту. Году в 98-м мне это все надоело, я уехал в Киев и начал все с нуля. После переезда было не до рисования, потому что нужно было выживать, решать массу вопросов. Рисовать вот так вот, взапой, я начал полтора года назад. Сейчас могу себе это позволить.

– Чем вы рисуете и как пришли к такому стилю?

– Я пробовал рисовать и акварелью, и маслом. А графика почему? Я график по жизни – я черно-белый (смеется, показывая на свой гардероб. – Прим. ред.). Уникальность моих рисунков в том, что они делаются без карандаша, без резинки, а сразу линером. Я рисую тушью, заправленной в рапидограф. Обычно как делают? Рисуют набросок, а потом наводят линии. У меня сразу тушь, права на ошибку нет. На сегодняшний день я сделал около 200 рисунков, из них выброшено два листа.

– Вы рисуете в каждом городе, куда приезжаете? Что цепляет ваше внимание?

– Рисую везде, по всей Украине. Меня интересуют те объекты, где есть душа, красота. Кстати, тот листок, который я испортил и выбросил, – это попытка нарисовать черниговский вокзал. Он не пошел. Не знаю почему. Всегда с объектом надо договориться, чтобы его рисовать, с ним нужно поговорить, почувствовать. Вот я его не почувствовал. То ли из-за суматохи – это же вокзал, – то ли потому что он построен был в такое время, на крови и костях, не знаю. Многие церквушки идут легко, на одном дыхании. Я не думаю, что и как мне рисовать, они сами мне подсказывают.

– Когда вы успеваете рисовать за работой?

– Например, в Чернигове я рисую практически с марта месяца. Все лето я вставал в пять-полпятого и до девяти утра перед работой рисовал. До шести-семи мы работали, а в семь я тоже мог выехать и где-то что-то почиркать. В выходные иногда рисовал. Чтобы порисовать в Чернигове – мне нужно выйти, пять минут пройти, я сажусь и рисую. Чтобы в Киеве порисовать – мне нужно час туда добираться и час назад.

– Наверняка, к вам не раз обращались желающие купить ваши работы?

– Желающих купить работы полно. Но я на заказ не работаю и отвечу почему. В архитектуре проектирование я не называю работой. Так совпало, что это – хобби, за которое мне платят деньги. Но в проектировании, к сожалению, не всегда получается делать то, что ты хочешь. Есть заказчик, общественное мнение и прочее. А тут я делаю то, что хочу. Деньги зарабатываю там, а тут – для души. В последнее время меня засыпали просьбами купить работы, поэтому предположительно этой осенью в Чернигове состоится моя выставка. К ней постараюсь сделать альбом с 50–60 рисунками. Он будет называться «Чернигов в почеркушках архитектора Нагорного». Его-то и можно будет купить.