Сначала 8-я, потом 10-я, а теперь и 23-я – школ в областном центре становится все меньше. И причины из года в год не меняются: неудовлетворительное состояние учебных заведений и проблемная демография. Проще говоря, нет денег и нет детей. Зато есть обещания.
Стабильность – признак мастерства
Первой жертвой закрытия стала 8-я школа. И основная причина, которая всплывает в памяти, – туалеты на улице. Именно этим чиновники оправдывали свое решение. Мол, дадим детям условия получше в школе № 19. Да, бегать зимой по нужде из основного корпуса – это, конечно, звучит печально, особенно в XXI веке. Но чиновники решили, что школу надо отдать административному суду. Кстати, хоть и не сразу, а через годы, но и деньги нашлись на реконструкцию здания, и ремонт уже почти завершен. И вряд ли кто-то поверит, что судьи бегают в туалет на улице.
Следующей жертвой стала школа № 10. Еще на стыке конца 90-х – начала нулевых ее пытались закрыть, но удалось отстоять. Помнится, тогда сами школьники разноцветным мелом на асфальте делали надписи наподобие «Мы нашу школу не отдадим».
Однако несколько лет назад это все-таки случилось – здание школы закрыли. Если коротко, после проверки ее признали аварийной из-за трещины в пристройке к основному корпусу. В мэрии сообщали, что на ремонт по всем требованиям действующего законодательства надо выделить почти 30 млн грн. А это означало «откусить» от других школ. В итоге – вместо денег ученики и их родители узнали, что «школа умерла», и в большинстве своем отправились учиться в школу № 6.
Теперь же коса закрытия замахнулась на 23-ю школу.
Родительское собрание летом
Начало августа, вечер рабочего дня. Но возле школы довольно людно – это родители пришли… То ли поговорить с чиновниками, то ли выразить свое недовольство, то ли всё вместе. И хотя представителей власти вначале нет, недовольство уже царит – кто-то возмущен, что о состоянии школы заговорили только сейчас, когда до нового учебного года осталось совсем немного; кто-то говорит, что надо менять директора; а другие вспоминают, что уже подобное было с 10-й школой. Хотя ее не обещали построить заново, в отличие от 23-й. Но на самом деле школа уже оказывалась под угрозой.
На нынешнем собрании о проблемах с отоплением уже не вспоминали. В отличие от прохудившейся крыши и трещин в стенах школы. Но это уже когда приехал Василий Белогура и другие чиновники.
Донести до народа
Первой взяла слово директор школы № 23 Елена Величко. Она попыталась рассказать, что получила четыре книги, где Государственный научно-исследовательский институт строительных конструкций детально описывает проблемы каждого из корпусов. В конечном итоге эксперты признали невозможность эксплуатации строений, сообщила директор школы. Это вызвало среди присутствующих негодование и волну вопросов: «Куда пошли деньги, которые выделялись на школу?», «Как довели школу до такого состояния?»...
Василий Белогура попытался понизить градус напряжения.
Речь идет о 16-й школе, где 200 ученикам 23-й готовы выделить четыре класса. Это родителям не понравилось. Как и тот факт, что в будущем на двух гектарах территории учебного заведения собираются сделать садик и начальную (вместо средней) школу.
Не помогла успокоить родителей и информация, что чертежи школы еще нужно будет согласовывать из-за новых государственных строительных норм, которые еще должны вступить в силу. При этом демонстрировались чертежи будущего садика, начальной школы и стройплощадок. К тому же у чиновников остался один и самый важный аргумент: а готовы ли родители водить детей в аварийную школу, которая протекает и может в любой момент рухнуть?
Глас народа – веры нет
В какой-то момент из родительской группы прозвучала фраза: «Там эти трещины семь лет, почему раньше не ремонтировали?» Хотя такая позиция скорее не из-за желания рисковать детьми, а потому что люди не верят обещаниям чиновников построить школу.
Лариса Фридман, мать девятиклассника:
Татьяна Степанова, мать шестиклассника школы № 23 и ребенка детсадовского возраста, переселенка из Крыма:
Анатолий, отец двух детей, которые ходили в 23-ю школу, пришел с женой и внуком – учеником этого же учебного заведения:
Каким будет итог противостояния, окончательно станет ясно в День знаний. Родители грозятся, что если до того времени не увидят гарантии строительства новой школы, то придут на линейку к родному зданию. Пока же ученикам предложили школу № 16. Вот только места там – не особенно разгуляться, поэтому будут учиться в две смены: 1, 2, 5 и 9-й классы – в первую, а 3, 4, 6, 7 и 8-й классы – во вторую.
***
Новую школу в мэрии рассчитывают построить к 2023 году. Ожидается, что это будет начальная школа для 1–4-х классов на 240 мест и детсад на 70 мест.
***
1927 год - дата открытия школы № 23 на Бобровице. Около семи лет назад в ней был проведен ремонт.
К чему пришли
А каков итог, видимо, будет окончательно ясно в День знаний.
Когда обдумываешь сложившуюся ситуацию, вспоминается такая история. В Японии ради единственной пассажирки не закрывали железнодорожную станцию Кю-Сиратаки. Она просуществовала на три года дольше, чем должна была, только ради того, чтобы поезд смог подобрать девочку-школьницу, ехавшую на учебу и домой. Это коротко об истории, которая стала всемирно известной и привлекла внимание мировых СМИ.
Украина, конечно, не Япония, да и Чернигов не Токио с Киото. И, как видим, политическая воля чиновников разная. В Японии, стране, известной почитанием правил и традиций, чиновники, тем не менее, не закрывают станцию годами и пускают поезд по удобному для единственной пассажирки маршруту. А в Чернигове – закрывают школы без ремонта и постройки, сгоняя учащихся туда, где есть место. Простите, как в стойло.
Хотя даже этот подход выборочный, ведь 1-й школе срочно нужны были душевые, когда закрывали 10-ю, а в 3-й непременно надо убрать забор да утеплить ее, пока закрывают 23-ю.
Да, деньги несоразмерны, конечно, но приоритеты надо уметь расставлять. Чтобы одни дети не чувствовали себя обделенными, пока другим повезло учиться в лучшей школе только потому, что живут поближе.
Игорь Юхрименко