Небелорусские товары, часть 2-я: купить нельзя игнорировать

В предыдущей статье, посвященной небелорусским товарам, речь шла как об откровеннном фальсификате (например, в случае с маслом), так и украинских товарах, мимикрирующих под северного соседа (то же пиво «Мінскае» или лимонад «Вятрачок»). Тема получила продолжение.

Фальсификат – в утиль

В первой статье, посвященной этой теме, говорилось в том числе о фальсификате сливочного масла. И что одно из них могло бросить тень на настоящее белорусское предприятие – ОАО «Милкавита». Кратко напомним: в компании подтвердили, что продукцию, которую обнаружили журналисты нашей редакции на рынках Чернигова, не выпускают, а указанный на пачке товара адрес – выдуманный.

Упоминалось и о том, что наличие надлежащего товара на полках магазинов и прилавках рынков контролирует Госпродпотребслужба. В Чернигове, как и во всех областных центрах, она имеет свое территориальное отделение. Именно туда журналист редакции «Семи дней», а также представители ОАО «Милкавита» направили информацию о фальсификации на двух торговых точках (по одной на Центральном рынке и Хит-рынке, хотя их на самом деле больше) и требования принять законные меры по ее устранению.

Реакция последовала. Судя по ответам, которые служба прислала в редакцию и белорусскому предприятию, по указанным точкам, где проводилась наша «контрольная» закупка, провели рейд. В результате 21,2 кг фальсификата масла утилизировали, а его реализаторы столкнулись с административной ответственностью. Какие именно санкции применили – не уточнили. Однако, исходя из действующего законодательства, реализаторы ответили финансово.

Однако просто поверить маловато. Поэтому выходим с проверкой на рынки. И увиденное превзошло все ожидания: продукции нет не только на точках, которым, скажем так, влетело, но и на остальных торговых площадках, где имелся фальсификат масла. Видимо, информация среди продавцов разлетелась быстро, и остальные не захотели, чтобы их постигла незавидная участь коллег

Стало быть, после совместных запросов редакции газеты «Семь дней» и белорусского производителя к черниговским контролирующим органам последние сработали надлежащим образом. Однако, как выяснилось, есть и ложка дегтя в бочке меда.

Еще немного осталось

Полностью победить подделки не получится, наверное, никогда. На Хит-рынке мы нашли пару точек, где продавали масло «Беларусское» от якобы ОАО «Молочный мир». Те, кто создавал этикетку, видимо, не поленились воспользоваться интернетом и найти настоящее предприятие по производству молочных продуктов. Однако с адресом вышла незадача: указан старый. На масле и на сыре красуется «г. Гродно, ул. Горького, 93». Однако на предприятии сообщают, что этот адрес был актуален до 2016 года. Сейчас же это г. Гродно, ул. Гаспадарчая, 28.

Среди отличий, помимо юридического адреса, следующие:

  • состав, пищевая и энергетическая ценность, а также штрихкод не соответствуют действительности;
  • по стандартам страны-соседки масло 72,5% должно называться исключительно «Крестьянское»;
  • информация о продукте не на той части упаковки, где обычно располагает на оригинальном товаре предприятие.

Вишенка на торте: продукция «Молочного мира» экспортируется в 30 стран, однако в этом списке Украины нет.

А еще официальный ответ за подписью гендиректора ОАО «Молочный мир» Марии Аникеевой гласит, что найденный на рынке в Чернигове сыр твердый сычужный «Белорусский» никогда не производился ни на одном из трех заводов компании.

После нашего интереса к якобы белорусским товарам от якобы компании «Молочный мир» исчезли с прилавков и они.

Жалуются редко, расследуется долго

А вот нефальсифицированные продукты, а просто замаскированные названиями под импортные (которые могут ввести покупателя в заблуждение), на прилавках как лежали, так и лежат. И, судя по всему, раскупаются. Это и майонез «Нацыянальныябеларускіятрадыцыі» и уже упомянутые выше «Вятрачок» с «Мінскае жыгулёускае», которые ни разу не из Беларуси.

Напомним, что в Запорожье по поводу названия сгущенки «Нацыянальныябеларускіятрадыцыі», которую производят в Украине, было инициировано разбирательство после жалобы потребителей. Звоним узнать, как продвигается расследование инцидента. Отвечает замглавы территориального отдела Антимонопольного комитета Нина Балюра:

Санкції не накладені, справа лише на розгляді. Проводиться збір доказів. Часових рамок немає. Наразі ми проводимо опитування, причому на всій території держави. Тому я не можу сказати, коли очікувати результату – місяць, рік…

У Чернігові також торгують соусами цієї ж компанії, на яких також написано ніби це за білоруськими традиціями. Про це щось знаєте? Долучаєте до справи?

Це інший товарний ринок, тож може бути окрема справа.

Также интересуемся у начальника управления европейской интеграции, международного сотрудничества и коммуникаций Игоря Солдатенка имелись ли жалобы на упомянутые лимонад и пиво, произведенные по факту в Украине.

– Про такі скарги мені не відомо. Хоча їх можна направити до нас і анонімно. Загалом, на мій людський погляд, як громадянина України, який працював у рекламі, не думаю, що компанія робила би таку величезну помилку – виробляти продукцію, не маючи на це права.Великі виробники, як правило, таких помилок не допускають і пильно стежать, щоб їх бренд не використовували незаконно, і вони також зазвичай із повагою ставляться до інших брендів.

А якщо товар маскують під іншого, наприклад, виробника?

– Це вже порушення. Маскування – це коли, наприклад, використовувалися подібні назви. Пам’ятаю рішення комітету щодо метало-пластикових вікон, коли назву маскували під німецьких виробників. Подібне є предметом дослідження і викриття такої недобросовісної діяльності.

В общем, важно помнить, что спасение потребителей – дело рук самих потребителей. Во-первых, тщательно изучайте упаковку, а во-вторых, не бойтесь жаловаться, если считаете, что вами пытаются манипулировать.