З року в рік Чернігів декларує мету стати одним з ключових туристичних центрів України. Цьому мають сприяти і позиціонування себе як Міста легенд, і пріоритетність серед інфраструктурних проєктів на користь місць, які можуть бути цікаві гостям (парки, сквери, фонтани), і реклама міста в інших регіонах (на це закладають чималі гроші в бюджеті).
Офіційні відомства з різною періодичністю звітують про збільшення кількості туристів (хоча методика підрахунку викликає більше питань, ніж дає відповідей), але статистика – це лише оболонка. А ми за допомогою чернігівських гідів спробували зазирнути глибше, аби побачити, що ж там усередині чернігівського туризму. Ми попросили трьох екскурсоводів відповісти на три однакових запитання, щоб кожен міг скласти власну картину того, наскільки успішно розвивається галузь і, головне, чи в правильному напрямі.
Наші герої:
- Юрій Король, екскурсовод, переможець обласного конкурсу «Чернігівщина туристична: вибір року – 2019»;
- Олександр Бондар, екскурсовод, історик, працівник чернігівського Туристичного інформаційного центру;
- Володимир Пилипенко, екскурсовод, кандидат історичних наук, доцент кафедри археології, етнології та краєзнавчо-туристичної роботи Інституту історії та соціогуманітарних дисциплін імені О. Лазаревського.
Наші запитання:
- 1. Як би ви оцінили туристичний сезон – 2019 для Чернігова? Стало краще, гірше чи нічого не змінилося?
- 2. Що нового відтепер можна показати туристам, які приїздять у Чернігів? Чи все традиційно обмежується Валом і Антонієвими печерами?
- 3. Чи помічають туристи зміни, які відбуваються в Чернігові? Як відгукуються про місто? Від чого в захваті, а що критикують?
Юрій Король
1. Точных цифр по количеству не скажу – статистики пока нет. По ощущениям – есть незначительный плюс, прирост. Но это лично мое мнение – без работы я не сидел. Но как у коллег, не могу сказать. И да, было не только увеличение количества туристов, но и их «дробление». Если раньше люди ехали автобусами по 50 человек, то сейчас – тенденция к, скажем так, индивидуальным турам, когда едут семьей или небольшой группой. Предполагаю, что люди начали ощущать разницу между групповым туризмом и индивидуальным. Видимо, уже готовы морально и материально переплатить немного, но получить более качественную услугу. Если же едут большим автобусом, то это или корпоратив, или школа, садик, футбол… К слову о спорте: его развитие идет параллельно с развитием туризма. То есть команда заехала к нам, но она не только играет. В свободное время целенаправленно берут экскурсию, а не бесцельно ходят по улицам. И это не одноразовая ситуация, ведь состав команд меняется, поэтому экскурсии актуальны.
Стало много киевского туриста. Хотя его и раньше было немало. Просто для Киева Чернигов превращается в тур выходного дня: близкое расстояние, умеренная ценовая политика, возможность вырваться из шумной столицы в тихий спокойный город играют свою роль. Плюс у нас улучшилась инфраструктура, стало еще красивее, есть где остановиться, покушать, есть что посмотреть. Так что для Киева это бюджетный и очень качественный вариант.
Подтягиваются и другие области. Западные мы не берем в расчет – они больше стараются в Европе отдохнуть, а туристы из центральных и южных областей едут к нам. Вот с Югом какая тенденция: если наши люди едут на море, то для жителей тех областей интересен лес. Им вообще все равно, лишь бы дерево. Они не на один день приезжают, а на несколько – а смысл ехать такое расстояние, чтобы побыть мало? И вот, к примеру, на следующий день после приезда отправляемся на выездную экскурсию, а люди по дорогепросят, чтобы остановились и дали возможность походить по лесу. Для меня изначально это было непонятно: как это мы останавливаемся и просто гуляем среди деревьев? Ну это их желание, давайте будем бродить по лесу. И для них варианты побывать в Качановке, дендропарке – это как для наших на море съездить. В этом свете Голубые озера были очень популярны в нынешнем сезоне. Удалось совмещать и экскурсии, и отдых в лесу.
Что же касается иностранного туриста, то, наверное, не стоит расценивать их приезд в Чернигов как целенаправленный. Где-то 90%, если не больше, приезжают, например, в Киев, и дней на 5–7, не меньше. А там уже при составлении экскурсионной программы включают и Чернигов. Что же касается, скажем так, уникального туриста, то это – двое туристов из Австралии, один из Новой Зеландии, двое – из Никарагуа. К слову, турист из Новой Зеландии запомнился тем, что снимался в эпизоде «Властелина Колец», потому что он живет недалеко от места съемок. Также запомнился турист из Индии – для него Украина была 131-й страной, которую он официально посетил. Он фотограф (а я когда-то увлекался фотографией), и у нас экскурсия плавно перешла в это русло. Но что еще удивило: он посещал такие страны, которые, скажем так, точечкой на карте обозначены – африканские страны, островные.
2. В этом году – классика жанра: Вал, Болдины горы, Антониевы пещеры были популярны. Все-таки это основа, ядро черниговских экскурсий. При этом туристы всё больше интересуются областью. Для тех, кто приезжает на несколько дней, делаем выездные экскурсии. В этом, кстати, очень способствует обновление дорог, например к той же Качановке, Тростянцу, Батурину. Вроде бы и заезженные варианты, но беспроигрышные и для любой аудитории.
Но вот что, кстати, плохо: у Чернигова – тотальная транспортная изоляция. Регулярного сообщения нет. Киевские маршрутки, которые, к слову, одни из самых дорогих в Украине, во внимание не берем. А с ж/д вокзала, кроме как в Неданчичи и Нежин, никуда не уедешь. Да и киевская электричка неудобная. А в Чернигов маршрутов из других городов почти нет. Это плохо сказывается на развитии туризма. За то, что человек доехал до Чернигова, можно памятник поставить. В связи с этим для экскурсоводов стратегическим перевалочным пунктом стал Нежин. Часто в программу включали и этот город. К примеру, туристов забирали в том же Нежине, везли в Батурин, а уже оттуда – в Чернигов. Удобнее и выгоднее.
Что касается нетрадиционных программ в Чернигове, то, как показала практика, туристы, которым интересна культурная жизнь посещаемого места (помимо экскурсий, например, концерты или спортивные соревнования), самоорганизуются. Были случаи, когда на День города люди целенаправленно приезжали, чтобы послушать «Машину времени». Но это ж вечером. Днем брали себе экскурсию, а сами выбирали, куда им сходить поесть и так далее. Интернет сейчас сильно помогает быть самостоятельным в этом плане, поэтому люди чаще всего берут именно конкретные экскурсионные услуги, а не полный пакет, где организовывают все за них. Опять-таки так дешевле для туриста.
3. Туристы, побывавшие у нас впервые, зачастую приятно удивлены. Ведь для большинства Чернигов – это маленький провинциальный городок, от которого ждать какого-то вау-эффекта не приходится. А оказывается, наоборот. Есть и те, которые едут, чтобы, так сказать, поставить галочку, мол, «я тут был»; ну или же просто проездом – побывали, и всё. А есть и те, которые посещают нас целенаправленно, потому что читали, видели в интернете, слышали что-то. В этом плане чем больше рассказывать о себе, тем больше к нам приедет. И от туристов идут позитивные комментарии, в первую очередь об инфраструктуре. По моему мнению, туризм всегда начинается с инфраструктуры, но при этом они взаимодополняют друг друга, способствуют развитию друг друга.
Вообще же многим нравится природа, история, адекватная для туриста ценовая политика. Один из основных комментариев – «чисто». Отмечают, что улучшились дороги – приехать в Чернигов не означает потерять подвеску в машине. Есть туристы, которые приезжают к нам по нескольку раз, везут родственников, знакомых, друзей. И вот это и есть тот самый позитивный feedback, когда человек после того, как побывал у нас, приезжает еще и не один. Именно это – самое большое «спасибо» от туриста.