26 апреля черниговского зрителя ждет удивительно актуальная премьера от Молодежного театра — "Эмигранты" Славомира Мрожека. Ну а сегодня, в Международный день театра, ее молодой режиссер Евгений Сидоренко позволил нам заглянуть за кулисы, где проходят последние подготовления.
Приятно знать, что есть молодые люди считающие, что театр должен выполнять миссию, которую завещал нам Гоголь «Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Многие думают, что театр не актуален, не интересен. Люди забывают истинное предназначение этого магического места. Евгений Сидоренко готов кинуть вызов и разрушить эти стереотипы, готов показать, что Станиславский был и будет. Молодой режиссер новой постановки в молодежном театре приоткрыл кулису и рассказал, что ждет зрителя на премьере и какими будут его «Эмигранты» Славомира Мрожека.
— С Мрожеком меня познакомил мой коллега Алексей Быш. Он взял в работу пьесу "Танго" и там я должен был играть деда. Пьеса мне очень понравилась и я решил для себя перечитать все пьесы Мрожека. Много у него хороших пьес, но в особенности меня задела пьеса "Эмигранты". В ней нет сентиментальности, "соплей", чисто мужской материал и как для режиссера- мужчины, так и для настоящих актеров-мужиков. Собственно эти составляющие элементы и подкупили моё нутро, дабы воплотить свою мечту и поставить эту пьесу. — Многие западные критики увидели в "Эмигрантах" синтез мрачного натурализма в стиле Горьковского "На дне" и реминисценций театра абсурда, прежде всего из "В ожидании Годо" Беккета. — На мой взгляд, мрачный натурализм этой пьесе естественно присущ, но в «Эмигрантах» он более актуален и более современен. А вот что касается пьесы Горького «На дне», то она по своему внешнему облику более актуальна в то время. Но эти пьесы объединяет их ТЕМА. Что касается театра абсурда, в котором Мрожек непосредственно писал, то именно этой пьесой «Эмигранты» он заканчивает работать в этом стиле (в этом направлении), в частности он об этом говорил в своих интервью. Не надо забывать о том, что у Мрожека разные периоды, а пьеса «Эмигранты» - это чистого вида психологический театр, к какому мы с артистами стремимся, здесь уже абсурда нет. Мы хотим увидеть – мрачный натурализм современного времени, с сегодняшними взглядами на этот мрачный мир и естественно стиль психологического театра.
— "Эмигранты" одно из самых значимых произведений в польской драматургии послевоенного периода. Какую важность для вас представляет эта пьеса?
— Для меня важность этой пьесы заключается в ее человеческой правде. В ней говориться о том, о чем люди обычно молчат. Прежде всего, себе и своему внутреннему миру, это тема и свободы, и семьи. Поэтому эта пьеса лично для меня проявляет важность внутренних страхов человека, о которых мы порой сами себе боимся признаться.
— В спектакле играют два актера Алексей Быш и Николай Пономаренко. Как они справляются с поставленными задачами, ведь с таким материалом они сталкиваются впервые. — Очень легко работать, хотя у каждого артиста свои амбиции, эмоциональные всплески, но все строиться на взаимопонимании, уважении, демократии. Самое главное - это внутренний покой и спокойная атмосфера, которая важна в момент творчества. Нельзя сказать, что все спектакли творческие или «театр» творческий. Творчество есть там, где нет суеты, где нет прежде всего злости. Что бы творить надо любить, потому что творчество – это созидание, а когда ты любишь, значит, ты созидаешь, ты творишь. Вот и на репетициях так - созидаем, творим, любим. Приоткрою тайну – я сначала планировал делать роли на преодоление. В большинстве случаев эту пьесу играли артисты, так как выписано у драматурга. Один – интеллигент, второй – работяга, грубый мужик. Я отошел от этого стереотипного мышления и поменял артистов местами. Такими зритель их еще не видел. Что получилось, можно будет увидеть 26 апреля, на нашей премьере. Так что трудностей в работе не было, это один общий «комок» творчества.
— Каких «Эмигрантов» увидит зритель?
— «Эмигранты» стали человечными, зритель увидит «людей до мозга костей». Моя сверх-сверхзадача как режиссера - это прежде всего, чтобы зрители на сцене увидели себя, именно в этой пьесе, и в этом спектакле. Пускай говорят, что драма не актуальна, но я считаю что, благодаря таким высоким жанрам как трагедия и драма, люди должны стать лучше на этой земле, прежде всего - духовно. Почему греки любили трагедию в античном театре, потому что только благодаря ей они получали катарсис, духовно очищались. Именно эти жанры заставляют нас задумываться над своим существованием в этом сложном и местами глупом, а, иногда, и бессмысленном, порочном мире. Только высокие жанры в театре заставляют человека что-то переосмыслить. Если он пришел в театр что бы получить какой-то внутренний ответ, тогда в этом есть смысл.
Любые начинания хороши, особенно те – которые направлены на саморазвитие, и на познания своего духовного мира. С этой небольшой беседы можно сделать вывод, что альтернатива на черниговских театральных подмостках существует, уверен, этот спектакль найдет своего зрителя, ведь он - настоящий, живой, человечный. Ясного неба и попутного ветра Евгению Сидоренко в его творческой жизни под названием - РЕЖИСУРА.