В редакцию газеты «Семь дней» обратилась читательница, столкнувшаяся с определенными проблемами при попытке оформит субсидию на жилищно-коммунальные услуги. Вопрос касается многих, а потом журналисты обратились за комментариями к специалистам.
«Уважаемая редакция, обратиться к вам меня заставила следующая ситуация. Я проживаю в частном доме, владельцем которого и являюсь. Кроме меня и членов моей семьи, в доме прописан мой брат, который фактически проживает в другой квартире, что подтверждает справка, выданная из ЖЭКа, и показания свидетелей.
Но почему-то, когда я обратилась в отдел соцобеспечения по оформлению субсидии, там потребовали внести брата в список членов семьи и предоставить справку о его заработной плате. Правомерны ли требования работников отдела соцобеспечения?». (Из звонка в редакцию)
На ваш вопрос отвечает начальник отдела социальных пособий и субсидий управления труда и социальной защиты населения Деснянского районного совета в г. Чернигове Ирина Титоренко.
В соответствии с п. 7 Положения о назначении и предоставлении населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива, утвержденного Постановлением Кабмина № 848 (с изменениями и дополнением, далее – Положение) от 21 октября 1995 года, субсидия рассчитывается исходя из количества зарегистрированных в жилом помещении (доме) лиц, которым начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги, в том числе лиц, призванных на срочную военную службу.
В случае если объем потребления воды, газа, электроэнергии измеряется индивидуальными средствами учета, субсидия рассчитывается исходя из количества зарегистрированных в жилом помещении (доме) лиц, которые фактически в нем проживают, при наличии документов, подтверждающих временное отсутствие лиц из числа зарегистрированных, или на основании акта обследования материально-бытовых условий домохозяйства.
К указанным документам относятся, в частности, справки, подтверждающие пребывание лица в другом месте в связи с работой, лечением, обучением, длительной командировкой, отбыванием наказания. Указанной нормой предоставлено право органам труда и социальной защиты населения в случаях, когда начисление платы за услуги не зависит от количества фактически проживающих лиц, самостоятельно определять количество лиц, исходя из которого рассчитывается субсидия на основании справки о временном отсутствии лиц из числа зарегистрированных, а при невозможности получения такой справки – на основании обследования материально-бытовых условий. Обращаем внимание, что органам труда и социальной защиты населения предоставлено право самостоятельно определять количество лиц, зарегистрированных и фактически проживающих в жилом помещении, только для расчета размера назначенной субсидии. В соответствии с п. 5 указанного Положения право на субсидию определяется с учетом имущественного положения лиц, зарегистрированных в жилом помещении.
Учитывая указанное, для определения количества лиц, которые фактически проживают в жилом помещении (доме), нужно предоставить определенные законодательством подтверждающие документы или составить акт обследования материально-бытовых условий домохозяйства, в случае отсутствия указанных документов.
Для определения права на субсидию необходимо задекларировать имущественное состояние всех зарегистрированных лиц, в данном случае имущественное положение брата, который зарегистрирован вместе с владельцем частного дома.