Чернигов по-прежнему солят…

Во всей Европе уже давно отказались от посыпок дорог и тротуаров песочно-солевой смесью – ее заменили более безопасными веществами. А вот украинские «соления» не теряют своей актуальности и по сей день.

Для нас использование смеси – единственный способ обезопасить передвижение на дорогах. «Жуткая грязная каша, которая наблюдается на наших дорогах, мало того что не эстетична, так еще из-за соли она становится не такой уж и безобидной...» – нарекают наши читатели. Так есть ли альтернатива?

Кому «насолили»?

Растениям
Соляные смеси, разбрасываемые машинами, попадают на обочины дорог, от чего страдают зеленые насаждения.

Засоление почвы, безусловно, влияет на растения. И вся сложность в том, что  проблему нужно решить так, чтобы и безопасность жизнедеятельности людей сохранялась, и в то же время заботиться о перспективе, как мы будем жить в экосистеме.

Есть растения, которые вообще не выдерживают засоления почв – к примеру, каштан, который добивает каштановая моль, очень реагирует на соль. А тем временем в мире есть практика обработки дорог другими реагентами, – признает Владимир Брайко, начальник Черниговского коммунального предприятия «Зеленбуд».

Автомобилям
От соли и песка страдают не только трава и деревья, но и автомобили, которые больше всех контактируют с дорогой. Сотрудник одной из черниговских станций техобслуживания Александр Саенко рекомендует обезопасить свое авто как можно раньше, даже несмотря на то, что антикоррозийную обработку кузова производят уже на заводе.

– Дело в том, что покрытие постепенно теряет свои свойства и через два-три года приходится наносить его снова. Соль ускоряет образование ржавчины раза в четыре, тогда как антикоррозийка замедляет всего в два раза. Так что почаще заезжайте в мойку!

Да и износ дорожного покрытия увеличивается от контакта с солью. А если на улице минус 16 – толку вообще ноль. Какой смысл сыпать песко-соляную смесь – она ведь замерзает?! Хотя чему удивляться?.. Это только в нашей стране могут экономить на смесях, зато вбухивать по весне деньги в ремонт дорог! – склонен считать наш респондент.

Нашей обуви
Соль на дорогах является пагубной и для пешеходов. По словам мастера по ремонту элитной обуви Николая, защитить на практике обувь от воздействия смеси довольно сложно.

– Новомодные водоотталкивающие пропитки – это всего лишь временное средство и довольно приличная статья расходов. Как экономвариант – можно обработать обувь касторовым маслом или же глицерином. Увы, относительно замши давать советы просто бесполезно! Остается только высушить и почистить щеткой.

Собакам
Песочно-солевая смесь на зимних дорогах и тротуарах разъедает не только обувку автомашин, не только нашу с вами обувь, но и лапки четырехногих питомцев! Даже одна-единственная крупинка соли может вызвать серьезное раздражение подушечек лап или перепонок между пальцами, вплоть до образования мокнущих язв или дерматита!

– Чтобы помочь своим чувствительным питомцам, после пересечения посоленной дороги по возможности сразу проведите их по чистому снегу. И вообще старайтесь водить собаку не по тротуарам, а рядышком, по снегу.

После прогулки обязательно тщательно мойте собачьи лапы. Если же собака реагирует очень болезненно, то, во-первых, следует обратиться к ветеринару для лечения химического ожога, а во-вторых, на будущее позаботьтесь о защитных мерах, своего рода профилактике: приобретите специальную обувь или попробуйте перед выходом на прогулку смазывать лапы специальной мазью.

Кстати, уличная соль вредит не только лапам, будьте внимательны во дворах и на обочинах дорог: лучше не разрешать собаке присаживаться или укладываться в «посоленных» местах, подбирать палочки или хватать пастью снег, – рассказывает Сергей Сакун, специалист Черниговской ветеринарной клиники «Энималсервис» о мерах, которые нужно срочно применить, если есть такая проблема.

Есть ли альтернатива?

Разговоры о том, как должно выглядеть идеальное средство борьбы с обледенением дорог, ведутся уже много лет. Чего только не придумывают современные Кулибины! Однако все варианты так и остались на бумаге: отказываться от соли и песка в Чернигове не спешат.

Основной аргумент – финансовые расходы, поскольку стоимость новых реагентов в десятки раз дороже песко-соляной смеси. Кроме того, для перехода на новые виды защиты от гололеда необходимо переоснастить парк спецмашин, а это дополнительные затраты.

– Я тоже читал об альтернативных методах. Но это всего лишь эксперименты, которые в экологическом плане работают не всегда, а в экономическом дают большие затраты.

Хочу отметить, что для нас даже закупка соли – огромная проблема! Мы успели закупить ее в Артемовске еще в конце прошлого года по цене 360 гривен за тонну. Белорусы же вообще предложили нам по 720. Говорят, что всё зависит от доллара…

Да, в Киеве на сегодня работают вообще только на соли. Безусловно, это эстетичнее, но мы не можем позволить себе такое удовольствие, поэтому мешаем соль с песком.

Песок моем свой, на Лесковице. У нас занимается добычей соли еще и Одесса, будем выходить на нее, – рассказывает о реалиях начальник цеха санитарной уборки АТП–2528 Александр Войтенко.

А как у других?

В Норвегии тепловые сети прокладывают прямо под пешеходными дорожками и автомагистралями, а потому снег и лед на них быстро тает.

В этой стране широко распространена еще одна технология борьбы с гололедом – песок смешивается с водой, нагретой до 95 градусов, а затем этой смесью поливается дорога. Горячая вода подтапливает лед, что позволяет песчинкам проникать до асфальта, а когда через минуту дорога снова замерзает, на ней образуется корка, похожая на наждачную бумагу.

В Финляндии и других странах северной Европы для борьбы со льдом на дорогах используют мраморную и гранитную крошку. Весной ее собирают специальной техникой, похожей на пылесосы, а следующей зимой используют снова.

В некоторых других странах сами дороги обладают антигололедным эффектом – в асфальт добавляется специальный компонент, который предотвращает образование льда. Разумеется, стоимость таких дорог возрастает.

В Америке используется достаточно много разных экологически чистых противогололедных средств. И даже такие необычные, как отходы ликеро-водочного и сахарного производства. К примеру, американские ученые предложили применять для борьбы со льдом на дорогах остатки ячменя от производства спиртных напитков.

В Беларуси вместо соли будут посыпать... сахаром! Еще в прошлом году в Минске прошел эксперимент по обработке дворовых территорий антигололедным веществом на основе мелассы, побочного продукта при производстве сахара.

В 2015 году сладкий реагент собираются применять на автодорогах. Как уверяют власти, основное достоинство мелассы по сравнению с солью и песком в том, что она не несет вреда экологии и не вызывает коррозию металла.

Вопрос-ответ
Правда ли, что соль, которой посыпают дороги, растворяясь в воде, выделяет вредные вещества, негативно влияющие на организм?

Светлана Грузнова, доцент, кандидат химических наук ЧНПУ им. Т. Г. Шевченко:

 – Солей на самом деле очень много. Есть нитраты, есть хлориды, есть сульфаты... Поэтому очень важно знать, какую именно соль добавляют в песко-соляную смесь. Если говорить об обычной соли (а это NaCl), то не всё так катастрофично. Реакции – никакой!

Юрий Шарапата, главный инженер АТП–2528:

– Соль, которая содержится в песко-соляной смеси, техническая. Но она практически ничем не отличается от той, которую мы употребляем в пищу. Ничего вредного к соли не подмешивается, впрочем, как и к песку.