• Головна
  • Игры нашего детства. Как развлекались в Чернигове школьники 50-х
13:11, 30 січня 2021 р.

Игры нашего детства. Как развлекались в Чернигове школьники 50-х

С 1953 по 1961 год я учился в старой седьмой школе, которая располагалась на углу улиц Революции (Советской) и Тракторной (сейчас – Шевченко и Просвещения). Об известной мне истории этой школы я рассказал на своей странице в «Фейсбуке» 31 мая 2020 года в публикации «А была ли такая школа?». В школе, как многим известно, были не только уроки. Были еще и переменки J

За эти 10–20 минут мы успевали сбегать домой за забытой тетрадкой, или в магазин возле стадиона за пачкой кукурузных хлопьев, или в сельмаг напротив полка связи за надувным шариком с «пищелкой». Успевали еще и сыграть в одну из любимых в то время игр: в «знамя», в «слона» или «осла», в футбол (в том числе и настольный*)… Про «квача» и «колдуна» нечего и вспоминать из-за их банальности. А еще была популярной среди тогдашних пяти – семиклассников вот такая игра.

Играем «у гроши»

Школа, конечно, боролась против всяческих вредных наших игр, привычек и т.п. И вот такой формально запрещенной была игра «у гроши». Почему формально? Потому что злостных игроков за нее ругали, вызывали родителей, снижали отметку по поведению… Но фактически как-то так получалось, что играли мы почти открыто и особого контроля не ощущали.

Было два варианта игры: «в стеночку» и «внакидочку». Правила практически не различались. Предварительно договаривались о тарифе, обычно каждый удачный «ход» оценивался в копейку. Играющий первым старался ударить посильнее, чтобы битка отлетела подальше. Второй должен был уложить свою битку как можно ближе к первой. Выигрышем считалось, если бита ложилась не дальше чем на «стыцу» – расстояние между кончиками расставленных большого пальца и мизинца. Особой удачей считалось, когда попадала бита в биту. Это называлось «цок – двойная без натяжки», т.е. выигрыш удваивался, а расстояние при отскоке рикошетом не учитывалось.

Отличались приемы игры. При игре «в стеночку» бита ударялась ребром о стену, забор или столб и отлетала рикошетом. Битой в этом случае могла служить любая монета. Иногда у заядлых игроков она являлась и выигрышем, если играли монетами одного достоинства. Мы же, как правило, играли на щелбаны. Игра «внакидочку» отличалась тем, что применялись более увесистые биты (обычно отлитые из свинца в жестяную баночку из-под вазелина или просто те же баночки, наполненные землей). Моей биткой служила найденная в огороде 3-копеечная медная монета ХІХ века диаметром около 40 мм и толщиной около 4 (такая, как на фото, только чеканки 1835 года и почти стертая). Эта битка нравилась многим моим партнерам, и теперь я могу только подозревать, куда она запропастилась.

Все как в спорте: жеребьевка и дисквалификация

Второй вариант был менее сложным в исполнении, но зато и более рискованным. При игре «в стеночку» шансы на выигрыш были примерно равными и зависели больше от «квалификации» игрока. В «накидочке» больше шансов имел тот, кому по жеребьевке повезло делать первый бросок. Он старался отправить свою битку как можно дальше. И, если второй сразу не попадал в заветную зону, очерченную стыцей, первому уже ничего не стоило с близкого расстояния сделать «цок». Впрочем, если второй не был уверен в своем попадании, он мог «загилить» свою битку даже в противоположном направлении. Однако такой прием не приветствовался и мог привести к дисквалификации. А дисквалификация означала, что все попытки провинившегося вступить в игру жестко пресекались на протяжении определенного времени.

Глазомер и реакция

«У гроши» мы начинали играть с первых весенних дней, когда во дворах и на улицах появлялись сухие утоптанные островки (об асфальте в те годы мы только слышали, его, по-моему, не было во всем городе). В школьном дворе это был пятачок возле южной стены школы у самого крыльца. И вот здесь хлопцы рисковали на переменках стучать «в стеночку». Я думаю, учителя посматривали сквозь пальцы на эти игры, понимая, что от них была кроме вреда (как от любой азартной игры) и некоторая польза. И «стеночка», и «накидочка» развивали глазомер и координацию движений.

Вспоминается такой эпизод. Ребята играли «внакидочку» в конце школьного двора на дорожке разбега к яме для прыжков (собственно, весь двор школы представлял собой спортплощадку). Как обычно, собралась толпа болельщиков. Я стоял прямо возле места, куда упала первая битка. И когда произошел второй бросок, моя рука как-то непроизвольно и молниеносно рванулась – и летящая битка оказалась зажатой у меня в кулаке. Игроки даже не успели понять, что произошло, и бросились искать исчезнувшую битку. Выждав с полминуты, я раскрыл ладонь и показал пропажу. Я, конечно, мог схлопотать пару пенделей за помеху в игре. Но… хлопцы оценили мою реакцию, и выходка сошла мне с рук.

_____________________

*Если кто-то думает, что мы таскали в школу жестяную или пластиковую коробку, по дну которой при помощи механической системы перемещались подпружиненные фигурки футболистов, загонявшие шарик в ворота, то он глубоко ошибается.

В нашем «настольном футболе» поле располагалось на любой скамейке, воротами служили комочки пластилина, мячом – однокопеечная монетка, футболистами – 3- или 5-копеечные монеты. Нужно было щелчком заставить «футболиста» ударить по «мячу» и направить его в нужную сторону – отпасовать партнеру или загнать в ворота. Футболом эту игру можно было назвать только условно. По сути, это была примитивная разновидность бильярда. Зато все необходимые атрибуты всегда были в кармане.

Владимир Смоленцев

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Володимир Смоленцев #ігри #гроші #історія
Оголошення
live comments feed...