• Головна
  • Транспорт Чернигова: с кого брать пример?
Давайте сравним
17:00, 21 листопада 2013 р.

Транспорт Чернигова: с кого брать пример?

Давайте сравним

Наверняка многие знают не очень приличную шутку о рейтинге «ниц», в котором на первом месте – Ницца, на втором – Винница, на третьем – Дарница, а на последнем – не самый приятный пункт назначения. Для Чернигова, когда речь заходит о городском транспорте, и вторая из списка выглядит так же недостижимо, как и первая. Ведь что касается транспортной отрасли, наш город пока находится в глубокой… четвертой из «ниц».

Собственно, в той же Виннице еще два года назад ситуация была почти такой же, как и у нас: непрозрачность конкурсов на обслуживание того или иного маршрута, монополизм, засилье небольших маршруток, кризис электротранспорта… Сегодня ситуация кардинально изменилась. Причина – проведенная в городе на Южном Буге транспортная реформа. О ее составляющих и реализации рассказал черниговцам представитель Винницкого трамвайно-троллейбусного управления – основатель и редактор сайта «Винницкий трамвай» и директор местного музея, посвященного теме транспорта, Юрий Матюхов.

Его общение с черниговскими журналистами и жителями города, которых волнует проблема общественного транспорта, проходило в рамках круглого стола, проведенного областной организацией партии «Демократический альянс». Его тема – «Каким должен быть общественный транспорт Чернигова?». Услышав все подробности реформы, можем утверждать, что пример с Винницы брать не только можно, но и нужно. Судите сами…

2

 

Транспортная сеть

В Виннице существует 19 маршрутов электротранспорта (5 трамвайных и 14 троллейбусных), 10 автобусных муниципальных маршрутов, 28 направлений отданы частникам для курсирования маршруток малой вместимости (как правило, «Мерседес Спринтер)» в экспресс-режиме.

В Чернигове – 9 троллейбусных маршрутов, 2 автобусных муниципальных маршрута, 42 «частных» маршрута, на которых работают автобусы как малой, так и средней/большой вместимости.


Электротранспортная сеть

В Виннице трамвайные линии (40 км) покрывают 2/3 основных магистралей города, а троллейбусные линии (86,6 км) отсутствуют только в двух отдаленных микрорайонах города, застроенных частными домами. Кроме того, сейчас строится кольцевая трамвайная линия, на которой в 2014 году планируют пустить первые машины.

В Чернигове – 53 км троллейбусных линий.


Автобусный парк

В Виннице муниципальные автобусные маршруты обслуживаются большими трехдверными машинами «Богдан».

В Чернигове крупные автобусы (старые «Каросы») можно увидеть разве что на дачных направлениях. Абсолютное большинство – автобусы средней (ПАЗ, «Эталон») или малой вместимости.


Капитальный ремонт

В 2012 году ВТТУ своими силами, а также с помощью коллег из Киева и Белой Церкви капитально отремонтировало 20 троллейбусов, дав им новую жизнь. В 2013-м запланирован капремонт 40 троллейбусов (сделано пока 28).

В последние два года в ЧТУ не был капитально отремонтирован ни один троллейбус.


Обновление парка за последних 5 лет

До 2011 года у Винницкого трамвайно-троллейбусного управления был только электротранспорт. Сегодня в парке 23 автобуса большой вместимости, приобретенные за средства бюджета, собственные деньги (кредит) и полученные в подарок от местного масложиркомбината (5 машин).

За счет 116 бэушных трамваев, подаренных властями швейцарского города Цюриха, ВТТУ в 2011 году почти на 100 % обновило трамвайный парк.

Есть государственные гарантии под кредит, за счет которого в 2014 году винницкая власть намерена приобрести 40 новых троллейбусов и 30 автобусов.

В 2008 году Чернигов приобрел два низкопольных троллейбуса львовского производства, а в 2011-м на улицах появился один черниговско-белорусский троллейбус.

По той же программе, что и Винница (кредит под 10 % на 10 лет с погашением половины государством), Чернигов планирует купить 21 новый троллейбус. Еще одна машина будет приобретена за счет городского бюджета.


Отношения власти с перевозчиками

После резкого сокращения маршруток (с 400–450 до 250) винницкие владельцы маршрутов объявили бойкот и вышли под стены мэрии с обещаниями, что в городе начнется транспортный паралич. ВТТУ своими силами справилось с пассажиропотоком, после чего перевозчики стали заключать договоры на условиях города.

В Черниговепод давлением перевозчиков горисполком принял и обнародовал регуляторный акт относительно повышения стоимости проезда в общественном транспорте. Новые цены пока не стали реальностью только в результате возмущения общественности.


Монополизм на рынке перевозок

Все маршруты принадлежат ВТТУ, а предприятие, заключая договор сроком на год, позволяет перевозчику пустить на маршрут свой автобус. Сегодня пассажиров в Виннице обслуживают 207 перевозчиков, которым принадлежит 252 маршрутки.

Коммунальное предприятие следит за регулярностью рейсов частных перевозчиков, соблюдением графика движения, состоянием транспортных средств, проводит контроль водителей перед выходом на рейс. По словам Олега Матюхова, были случаи расторжения договора с безответственными перевозчиками.

На рынке пассажироперевозок в Чернигове, кроме коммунального предприятия, работает 8 юридических лиц и 6 частных предпринимателей. ЧТУ не имеет никакого влияния на их работу.


Стоимость проезда

С 1 мая 2013 года в Виннице выросли тарифы на проезд. Троллейбусы и трамваи подорожали на 25 коп. (с 1,25 до 1,5 грн), автобусы – с 1,5 до 1,75 грн. Маршрутные такси не дорожали. Сегодня там билеты продают по 2,5 грн. При этом винницкий трамвай полностью окупает себя, троллейбус совсем немного не дотягивает до того, чтобы «выйти в ноль», а автобусы остаются глубоко дотационными.

Летом 2013 года черниговские перевозчики убеждали общественность и власти в том, что нужно поднять стоимость проезда в автобусах с 1,75 до 2,25 грн, а в троллейбусах – с 1,25 до 1,75 грн. Иначе, дескать, не выживут.


Сроки реформирования транспортной системы

– В декабре 2011 года мы впервые услышали о намерениях власти реформировать отрасль, – рассказал Олег Матюхов. – В январе 2012 года студенты Винницкого национального технического университета (факультета машиностроения и транспорта) ездили в транспорте, изучали пассажиропоток и разработали новую схему, которая с небольшими правками была принята на горисполкоме. В конце февраля 2012 года реформа стартовала с полного пересмотра автобусных маршрутов и сокращения частных маршруток с 400 до 250.

В Чернигове студенты ЧНТУ вели подсчет пассажиров в городском транспорте 29 и 30 мая 2013 года. Спустя почти полгода власти даже не озвучили результатов измерения пассажиропотока.


Лакомые маршруты

– Реформа в Виннице вытеснила частных перевозчиков с самых прибыльных маршрутов на периферию, – объясняет Олег Матюхов. – Теперь маршрутки в основном подвозят пассажиров с окраин к центральной части города. В центре города работает преимущественно электротранспорт и муниципальные автобусы большой вместимости.

В Чернигове в 2010 году из-за нерентабельности был закрыт троллейбусный маршрут № 11, во многом повторявший путь 12-го автобуса, который считается самым «жирным» в областном центе. Вопрос запуска троллейбусного маршрута, соединяющего улицу Рокоссовского с центром города и вокзалом, тормозится отсутствием стрелки, которая бы позволяла троллейбусам совершать левый поворот с улицы Рокоссовского на улицу 1 Мая.

Совсем недавно с формулировкой «экономически нецелесообразно» был ликвидирован и троллейбус № 9, где прекрасно себя чувствует маршрутка № 27.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
Оголошення
live comments feed...