• Головна
  • К 50-летнему юбилею ЧТУ черниговцы прокатились историческим маршрутом
13:36, 19 листопада 2014 р.

К 50-летнему юбилею ЧТУ черниговцы прокатились историческим маршрутом

В Чернигове уже полстолетия как горожане пользуются электротранспортом, ведь именно 50 лет назад, 5 ноября 1964 года, в нашем городе троллейбус повез своего первого пассажира.

В связи с этим юбилеем в Чернигове была проведена экскурсия маршрутом первой городской линии: от железнодорожного вокзала до районной больницы на Бобровице.

Экскурсию, которая прошла 8 ноября, провел Никита Викторов основатель и администратор интернет-сообщества «Типичный Чернигов». Его хобби достаточно необычное для современной молодежи – электротранспорт.

Не поленившиеся прийти на экскурсию смогли узнать много интересных фактов во время путешествия в салоне современного троллейбуса «Барвинок», который колесил по изменившемуся за 50 лет городу тем же маршрутом, по которому когда-то прошелся первый троллейбус в Чернигове.

О самых интересных фактах Никита Викторов расскажет и вам.

Еще в позапрошлом веке

Не многие знают, что первый троллейбус появился еще 130 лет тому назад. За изобретение троллейбуса и его «брата» трамвая мы должны благодарить Вернера фон Сименса.

В 1847 году он высказал своему брату идею создания транспортного средства, источником питания которого было электричество. А 29 апреля 1882 года в пригороде Берлина он представил публике Electromot: троллейбус, который, по сути, представлял собой карету с двумя двигателями мощностью в 2 кВт (как у утюга).

С линией, протяженность которой составляла всего 540 метров, троллейбус соединялся гибким проводом. Но вскоре после испытаний линия была закрыта и демонтирована.

В целом экспериментальный транспорт получил положительные отзывы, но значительные нарекания имела система токосъема: тележка часто падала с проводов, а сами провода замыкались от ветра.

Идею троллейбуса на несколько лет забросили, пока за нее не взялся молодой инженер компании «Сименс» Макс Шиман, который и создал троллейбус в нашем нынешнем понимании. Тогда появившийся на улицах города троллейбус использовался как грузовой, а затем и как пассажирский транспорт.

В Украине троллейбус впервые принял пассажиров 5 ноября 1935 года в Киеве. До войны троллейбусное движение также открылось в Харькове, Донецке, Черновцах.

А после 45-го года сети появляются в Одессе, Днепропетровске, Запорожье, Львове, Алчевске, Кривом Роге, Симферополе, Херсоне, Ялте, Полтаве, Житомире, Луганске.

В феврале 1964 года троллейбус начал курсировать по улицам Винницы, осенью того же года электротранспорт появился и в Чернигове.

Вместо трамвая выбрали троллейбус

Нужно отметить, что электротранспорт у нас мог появиться и раньше. Известен исторический факт, что в начале XX века черниговская городская власть вела переговоры с бельгийским трамвайным обществом, которое в то время занималось открытием трамвайных систем в Украине.

Но причина, почему трамваи не пошли тогда, понятна нам и сейчас: городская дума не нашла для этого средств.

К вопросу о запуске электротранспорта в Чернигове вернулись в 61-м году, когда строились и развивались большие городские предприятия, такие как «Химволокно», КСК, ТЭЦ.

В то время в городе курсировало небольшое количество автобусов малой вместимости. Они не справлялись со всё увеличивающимся пассажиропотоком развивающегося города.

Появилось предложение открыть в Чернигове трамвайную сеть, но против выступил тогдашний директор «Химволокна», поскольку в те времена все расходы по строительству ложились на градообразующие предприятия.

А проложить трамвайную линию стоило значительно дороже, чем троллейбусную. Кроме того, в то время трамвай считался устаревшим видом общественного транспорта.

В апреле 1953 года подписывается распоряжение о строительстве троллейбусного управления в Чернигове.

монтаж контактной сети весна 1964

монтаж контактной сети весна 1964

Троллейбусы вышли на маршруты

И вот 5 ноября 1964 года в Чернигове началось регулярное троллейбусное движение. На три маршрута (Бобровица – Капроновый завод («Химволокно»), Бобровица – Камвольно-суконный комбинат и Бобровица – Вокзал) вышли 22 машины.

Троллейбус №01 отпраляется по маршруту №2 «Бобровица—Капронный завод» 1964 г

Троллейбус №01 отпраляется по маршруту №2 «Бобровица—Капронный завод» 1964 г

Но уже к концу года парк насчитывал 32 троллейбуса, а в КП «ЧТУ» работало более 200 сотрудников. 2 августа 1965 года был открыт маршрут №4, соединивший Капроновый завод с деревней Коты.

По состоянию на середину мая 1966 года в Чернигове эксплуатировалось 90 троллейбусов на семи маршрутах, а длина контактной сети достигла 50 километров.

В 1972 году из троллейбусов исчезают кондукторы, транспорт переходит на абонементные талоны и компостеры.

В 1976-м поступили первые 10 машин марки ЗиУ-9, которой была уготована судьба стать наиболее узнаваемой моделью, курсирующей в городе и до нынешнего времени. В те годы черниговский троллейбусный парк пополнялся в среднем пятью – десятью машинами этой модели.

Троллейбусы модели ЗиУ-5 на конечной «Совхоз деснянский»

Троллейбусы модели ЗиУ-5 на конечной «Совхоз деснянский»

Начало упадка ЧТУ

Тринадцать троллейбусов ЗиУ-682 поступили в 1992 году в неполной комплектации и, как оказалось впоследствии, неудовлетворительного качества.

В феврале 1992-го впервые в Чернигове троллейбусы не отправились на маршруты: сотрудники предприятия вышли на забастовку, требуя повышения зарплаты и обеспечения их квартирами.

С 1993 по 1997 год ЧТУ получило пять троллейбусов, среди которых были и так называемые гармошки.

Следующее пополнение парка состоялось лишь через 10 лет. А «гармошки» проработали на маршрутах до осени 2010 года, после чего стали на прикол в депо по причине «недостатка покрышек».

Стояние под открытым небом не пошло им на пользу, последнюю скоро порежут, как и остальные.

В том же 97-м после 25-летнего перерыва в троллейбусы вернули кондукторов, что привело к увеличению выручки ЧТУ в три с половиной раза.

Маршрутки вытеснили электротранспорт

Во второй половине 90-х маршруты 4а и 7а были перенумерованы в 3 и 11. Некоторое время проработал открытый в 2002 году экспериментальный троллейбусный маршрут №12 (Вторая городская больница – Бобровица). Его убрали из-за малого пассажиропотока.

Именно с 2000-х после наплыва приватных перевозчиков троллейбус стал сдавать позиции. С тех пор количество выходящих на линии машин все уменьшается. Городская власть не препятствует засилью маршруток в городе.

В июле 2006 года стоимость билета увеличилась с 40 до 60 копеек. Очередное повышение стоимости проезда произошло в январе 2009-го – до 75 копеек. В то же время троллейбусное депо проводит экспериментальную оптимизацию персонала на маршрутах №6 и 11, на которых снимает кондукторов.

Билеты продает водитель, а в салоне вновь прикручивают компостеры, снятые 12 лет назад. Вскоре, в июне 2010-го, троллейбусный маршрут № 11 исчезнет, официальная причина – нерентабельность.

В июле 2010 года стоимость билета опять возрастает – до 1 гривны.

Иллюзия развития

В декабре того же года закончен монтаж контактной сети на участке ул. Любечская – ул. Независимости. Таким образом маршрут № 6 продлен до нового микрорайона Масаны. Объявляется и план строительства участка сети на ул. 50 лет ВЛКСМ.

Также планировалось продолжение маршрута №9 до Александровки. После продления маршрута № 6 до Масанов в «шестые» троллейбусы были возвращены кондукторы (без кондукторов поехал уже маршрут № 5).

С 1 марта 2011 года работу маршрута №9 остановили. Чуть позже, в мае, стоимость проезда опять возрастает – теперь он стоит 1 гривну 25 копеек.

Из-за стремительного падения выручки в июле 2011 года в троллейбусы маршрута №5 возвращают кондукторов.

Перед выборами в Верховную Раду в 2012 году движение маршрута №9 возобновляется, но число курсирующих машин на нем составляет всего три, да и те были сняты с других линий. В феврале 2013-го без особой огласки его опять-таки закрывают.

24 августа 2011 года в рамках празднования 20-й годовщины независимости Украины состоялся торжественный выход на линию троллейбуса совместного с белорусами производства, приобретенного при поддержке руководства облгосадминистрации. В конце декабря за свой счет КП «ЧТУ» было куплено два троллейбуса «Эталон-БКМ 321» производства того же автозавода.

В начале января 2013 года троллейбусы вышли на 4-й маршрут. Последним пополнением троллейбусного парка явились троллейбусы «Эталон-Т 12110 «Барвинок», которые в свое время стали яблоком раздора с белорусами.

С 1 ноября текущего года стоимость проезда впервые за три года снова увеличивается – до 1,5 гривны.

В последнее время от горсовета все чаще звучат заявления о безвыходности положения ЧТУ, говорит Никита Викторов, но будет ли троллейбус развиваться или погибнет – зависит только от политической воли руководителей города.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#ЧТУ #черниговский троллейбус #экскурсия #Никита Викторов
Оголошення
live comments feed...